Как воспитывать детей ?
Как воспитывать детей ?
Делая замечания своему ребенку, большинство родителей указывают именно на детское непослушание, проступок или неправильное поведение. И звучат эти замечания, в основном, в ключе «Не делай»: не бегай, не кричи, не чавкай во время еды, не разбрасывай игрушки. Чем больше таких фраз произносит мама, тем меньше их слышит и осознает ребенок. И тем ниже их эффективность. Как научиться делать замечания, на которые малыш отреагирует, и которые действительно пойдут ему на пользу?
Мы привыкли понимать слово «Замечание» в негативном свете. Но ведь замечать можно не только ошибки и шалости. Можно заметить, как ребенок старается красиво выводить буквы, ловко кувыркается или убрал за собой тарелку. Задача замечания — сфокусировать внимание ребенка на чем-то, чтобы он тоже это заметил. Замечая хорошее, мы стимулируем малыша повторять попытки, продолжать в том же духе. Причем, замечание — это вовсе не похвала. Не обязательно говорить: «Какой ты молодец, что убрал тарелку». Достаточно просто показать, что вы видите старания, отметить правильные действия: «Я вижу, ты убрал после себя, спасибо».
От негативных замечаний тоже никуда не деться, их приходится произносить довольно часто. Как делать их так, чтобы ребенок мог воспринимать наши слова правильно, и делать то, что мы от него хотим?
Если хотите, чтобы малыш слышал и выполнял ваши просьбы, проговаривайте их в позитивном ключе. «Ходи спокойно» вместо «Не бегай», «Говори тише» вместо «Не кричи», «Умойся» вместо «Не ходи грязнулей», и тд.
Делая отрицательное замечание, родители обычно формулируют его с частицей «не». В этом и кроется одна из основных ошибок. Человеческий мозг устроен так, что нам нужны инструкции, сообщающие, что нужно делать. Получая информацию только о том, чего делать нельзя, мы теряемся, впадаем в короткий ступор и не можем действовать адекватно. Можете поэкспериментировать. Попросите, чтобы кто-то в быстром темпе говорил вам: «Не вставай», «Не садись», не поворачивайся налево», «Не поднимай руку», «Не смотри в сторону», и тд. Сможете ли вы выполнять эти требования, или в растерянность спросите: «Так что же, все-таки, делать?».
Среднестатистический ребенок слышит за сутки более 400 подобных замечаний-запретов. Не удивительно, что детский мозг начинает их фильтровать — это единственный способ защититься. Если хотите, чтобы малыш слышал и выполнял ваши просьбы, проговаривайте их в позитивном ключе. «Ходи спокойно» вместо «Не бегай», «Говори тише» вместо «Не кричи», «Сложи, пожалуйста, игрушки» вместо «Не набрасывай в комнате», «Умойся» вместо «Не ходи грязнулей», и тд.
Понимая, чего именно вы ждете, ребенку будет гораздо проще выполнить вашу просьбу.